ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

ЛАБИРИНТ

 

 

 

 


Послесловие к роману А. СКРИПКИНОЙ «ЧЁРНАЯ СВЕЧА»


Черная свеча в магических практиках используется для причинения вреда — порчи, проклятий и фатального безденежья; это символ, несущий устрашающую эмоциональную нагрузку. «Избегать суеверий – суеверие», – говорил британский философ Фрэнсис Бэкон. И чураться любого упоминания о необъяснимых явлениях и возможностях человека так же смешно, как менять свои планы, встретив на дороге женщину с пустым ведром.
Роман Алены Скрипкиной «Черная свеча» строится не только на пугающих и заманчивых описаниях оккультных практик. Хотя история о старухе-колдунье, которая ищет себе преемницу, чувствуя неминуемо скорую встречу со своим адским патроном, прямо с пролога будоражит наше воображение. Но в литературе все потустороннее должно иметь четкое сюжетное обоснование. Идеальный пример – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, где сбалансированность «виртуальности», реальности и религиозных мотивов завораживает сама по себе.
В романе Алены Скрипкиной мистика сбалансирована с повседневным опытом. В основе детективного сюжета лежит история появления наркотического средства. Этот препарат очень дешев в изготовлении, и привыкает к нему жертва почти мгновенно. Провинциалка Марьяна, потерпев неудачу на поприще эстрадного искусства и обманувшись в лучших чувствах к приятному молодому альфонсу, словно Катерина Островского, бросается в пучину явного криминала. Она становится женой организатора преступного сообщества, кавказца, вскоре ставшего жертвой посягательств подельников.
Марьяна склонна принимать желаемое за действительное, и потому ей кажется, что весь мир соткан из лжи. Ее любимого содержит богатая дама. Хозяин гостиницы  превращается в паука, соткавшего преступную сеть, душевная подруга – в мстительную стерву, обаятельный химик – в создателя отравы. Героиня блуждает по лабиринту разочарований, заводящим ее в безысходные тупики… Мотив предательства виден и в важной для сюжета биографической линии старухи-колдуньи. Она и с нечистым-то спуталась потому, что ее суженый увлекся другой. Сама колдунья до поры не понимает, как опасен ее дар. Бессознательно связав узел на пастушеском кнуте бывшего кавалера, она узнает, что тот повесился, и понимает, что может влиять на владельцев попавших в ее руки вещей…
Во сне Марьяна упорно обходит запутанные лабиринты, которых не должно быть возле сельского дома старухи. Есть и  метафора противоположного свойства: яркий свет проходит через оконные проемы разрушенной церкви и оживляет поблекшие фрески, словно освещая путь к надежде.
В этом тексте кругом волшебство. Воображаемые, из сна руины и лабиринты в реальности оказываются вполне осязаемой зеркальной стеной, чередой преград на пути к заслуженному счастью. Разнообразие деталей и точность характеров рождают почти настоящую зрелищность, интуитивные прозрения сюжета изощренно выстроены. Через весь текст проходит вечный мотив пушкинской старухи-графини и тема Фауста Гёте, – обреченность сделки с дьяволом, которого не переиграть. Но у Марьяны, в отличие от неудачливой подруги, хватает нравственных сил отказаться от соблазна.  Читаешь роман Алены Скрипкиной, и возникает чувство, будто перед тобой чей-то личный дневник, таинственная рукопись, найденная в ящике купленного по случаю комода.


Сергей ШУЛАКОВ

Статьи

Обратная связь

Ваш Email:
Тема:
Текст:
Как называется наше издательство ?

Посетители

Сейчас на сайте 272 гостя и нет пользователей

Реклама

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ