«Идею журнала для крестьянской молодежи вынашивал Сергей Есенин. Он объединил группу писателей, чтобы издавать его на кооперативной основе».
Из юбилейного сборника издательства «Молодая гвардия», 1997 год
Для нового издания предлагались разные имена, отражавшие литературные предпочтения 20-х годов: «Поляне», «Россиянин», «Вольнодумец»… Остановились на простом и ясном: в 1924 году IV съезд РЛКСМ (комсомола) принял решение об издании «Журнала Крестьянской Молодежи». Приложением к журналу стала «Библиотека ЖКМ» - прообраз дефицитной в советские времена серии «Подвиг».
Резолюция комсомольского съезда подчёркивала важность решения социально-практических задач: «Журнал должен быть рассчитан на рядового деревенского парня и девушку… доступен по цене, содержанию и языку… должен бороться за интересы малоимущих… за сглаживание противоречий между городом и селом». «Сглаживание противоречий» должно было воспрепятствовать массовому исходу сельской молодежи в город, на заводы и стройки индустриализации. «Журнал крестьянской молодежи» заботился о доступности хорошей литературы, организации досуга, воспитывал патриотизм, вёл борьбу с пьянством и семейным насилием - дурными последствиями отсталости крестьян.
Идея Есенина оказалась удачной, журнал сразу получил большую аудиторию. Вопреки советским мифам, в послереволюционной деревне не было повальной безграмотности. Писатель и историк Борис Галенин (журнал «Кентавр» №1-2013) указывает в книге «Царская школа»: по переписи населения 1897 года 51 из 100 молодых людей в России от 9 до 19 лет были зачислены по статье неграмотных. Но многие из так называемых «неграмотных» умели читать и писать на церковно-славянском языке. Борис Галенин цитирует найденное в архиве письмо «неграмотного» 10-летнего И.М. Малеина своему брату: «Единожды ходящу ми по Богоспасаемому граду Тфери и перешедши реку, именуемую Волгу, егда уклонихся на шуюю страну (левую сторону), узрех аз пса лежаща, вельми черна и зело страшна, очи имуще смежени, ноги же протяжени, длина его яко два лактя… и начах по обычаю со скоростию велиею уклонятися на десную (правую) страну, и се среста (встретили) мя два мужа и рекоста ми: "Не бойся, господине, лежащь пес умре"…». Мальчик просто испугался дохлой собаки – но как описан этот пустяк! Такой народный, православный, поэтично выстроенный язык показывает уровень «образования» крестьянских детей. Но учились они не в гимназиях, а в церковно-приходских школах, или у сельского дьячка, и, по высоким стандартам российского образования, в переписи назывались неграмотными. Как и инородцы, старообрядцы, скрывавшие умение читать раскольничьи книги, категория 100-109 летних стариков, что плохо видели (но читать и писать умели!). Организуя неслыханное дело – журнал для крестьян, Сергей Есенин, сам крестьянский сын, хорошо зная возможности и потребности своего сословия, был уверен, - нужен журнал!
Проще всего отвергать всё советское, как дурное и вредное. Но... «простота хуже воровства». Согласно дореволюционным «Правилам о церковно-приходских школах», священник — педагог отвечал за нравственное воспитание, а программа обучения была приближена к народной культуре. Еще в конце XIX века профессор С.А. Рачинский, занимаясь организацией сельских школ, отмечал: «Та высота, та безусловность нравственного идеала… которая в натурах спокойных выражается безграничной простотой и скромностью в совершении великого подвига… в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям… в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия и необъяснимо глубокие падения… во всяком русском человеке обуславливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить…».
Крепко и осознанно любивший свою землю, живущих на ней людей, Сергей Есенин понимал: место упраздненной церковно-приходской школы должна занять новая традиция народного образования и воспитания. Отсюда его идеи о доступности языка «Журнала крестьянской молодежи», о крупном размере шрифта... Его неустанное стремление поднять духовный уровень молодого человека, занятого на земле.
В августе 1935 года «Журнал крестьянской молодежи» был преобразован в двухнедельник «Молодой Колхозник». Этот период стал литературным расцветом журнала. В нем публиковались М. Зощенко, К. Федин, А. Толстой, М. Булгаков, К. Паустовский, К. Симонов, С. Михалков... Светлым, оптимистичным, энергичным становится журнал в послевоенные годы, приобретает большой формат и красочное оформление.
С 1962 года, с изменением аудитории читателей, меняется и журнал. Теперь он называется «СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЁЖЬ», и рассчитан на молодых сельских рабочих и колхозников, студентов и учащихся сельскохозяйственных учебных заведений, молодую сельскую интеллигенцию. Видные производственники, деятели культуры и искусства, спортсмены, становились героями, а порой и авторами публикаций, вели журнальные рубрики. Сергей Бондарчук - старший делился своими размышлениями о кино, Семен Буденный – об армии, Лев Яшин – о футболе, Всеволод Бобров – о хоккее. Юрий Гагарин и художник Николай Рерих писали о космосе, Мстислав Келдыш рассказывал о науке, Елена Образцова – о музыке. Знаменитые советские писатели и поэты: В. Шукшин, Ф. Искандер, Ф. Кузнецов, А. Меркулов, А. Проханов, К. Ковальджи, - в разные годы работали в редколлегии журнала «Сельская молодежь». В 70-е годы редакцией «СМ» была организована экспедиция «Живая вода», переросшая в массовое экологическое молодежное движение. Результаты его деятельности влияли на решения административных и хозяйственных органов страны.
В 1993 году Министерство печати и информации РФ перерегистрировало журнал, сохранив прежнее название. Особое внимание журнал «Сельская молодежь» уделял вопросам межнационального общения. Публиковались стихи украинцев Вадима Ковды и Бориса Олейника, проза Чингиза Айтматова, Василя Быкова и Алеся Адамовича. Была своя «Литературная консультация»: писатель Вячеслав Пьецух, поэт Татьяна Поляченко («Полина Дашкова») работали с рукописями начинающих авторов, а таким автором мог стать любой читатель. На практические вопросы отвечала «Юридическая консультация» – опытные сотрудники прокуратуры помогали читателям в вопросах права. Активно работал отдел писем – ни одно из обращений читателей не оставалось без ответа. Предлагались доступные проекты домов, печей, теплиц, - читатель мог собрать их своими силами. В 1990-е – 2000-е годы журнал рассказывал о молодежной субкультуре, «сглаживая противоречия» между городской и сельской молодежью, помогал изжить комплекс «деревенщины». Истинным призванием журнала стало стремление изменить отношение к молодежи, живущей на селе – как к людям, ни в чём не уступавшим городским.
В годы Великой Отечественной войны журнал «Сельская молодежь» (тогда «Молодой колхозник») не издавался. В настоящее время выпуск журнала пока приостановлен. Но простая истина «хлеб всему голова» не зависит от политической конъюктуры. Продовольственная безопасность становится условием нормальной жизни и дальнейшего развития страны. С каждым днём возрастает значение кормилицы-деревни, «тружеников села» и - сельской молодежи. Государство развивает аграрный сектор во всей его полноте, включая медицину и образование. Создаются мощные сельскохозпроизводства, они нуждаются в кадрах молодых инженеров и рабочих. «Продвинутые», модные горожане, не боясь стать «деревенщиной», бегут из мегаполисов в сельскую местность. Круг авторов журнала «Сельская молодежь» сохранился, есть возможность привлечь молодых творческих сотрудников, перья отточены, мы готовы встать в строй!