Герой (автор) романа «СТРАЖИ МОРЯ» отвечает на вопросы читателей. Роман «СТРАЖИ МОРЯ» (журнал «ПОДВИГ» №10-2019) рассказывает о борьбе с современными морскими пиратами. Тема редкая и случай уникальный: автор сам сталкивался с пиратами. Все, о чем он пишет - достоверно.
Николай Николаевич ПРОКУДИН – майор запаса, 20 лет прослужил в Вооруженных силах СССР и РФ. Ветеран – «афганец» (участвовал в боевых действиях в Афганистане), награждён двумя орденами Красной Звезды и медалями.
Николай ПРОКУДИН – состоявшийся писатель, в активе двадцать книг, в том числе детских. Лауреат лит. премии имени Н.В. Гоголя и лит. фестиваля имени Козьмы Пруткова. Председатель секции военно-патриотической, приключенческой и детективной литературы отделения Союза писателей в Санкт-Петербурге.
С 2011 года занятия литературой сочетает со службой в команде «антипиратов». Охраняет суда торгового флота. Прошел 135 тысяч морских миль на 37 торговых судах.
В романе «СТРАЖИ МОРЯ» работа «секьюрити» - охранников торговых судов - показана на фоне повседневной жизни экипажей, и это любопытнее не менее «закрытой» информации о столкновениях с морскими грабителями.
В океане находится множество военных кораблей, торговых, пассажирских судов, все что-то перевозят, а порой перевозят сами себя – на металлолом. Мы видим капитана-украинца, который безжалостно гоняет помощника. Классический начальник-самодур? Или помощник, «догнав» штурманскую науку, ещё не раз ему спасибо скажет? Люди в экипаже очень разные и к охранникам иногда относятся, как к нахлебникам. Те, едва ступив на палубу, начинают командовать, указывают, откуда сподручнее обороняться. Команда ворчит, но понимает, что шансы вернуться домой вовремя и невредимыми с появлением охранников возрастают. И в критический момент все действуют, как единый организм.
Лейтмотив романа – профессионализм. В каждом деле нужно быть специалистом. С надежным капитаном и команда не пропадет. Охранники обеспечат проход судна в пункт назначения в целости и сохранности. Пираты тоже это знают. Словно хищники в дикой природе, они выбирают жертву — судно, которое не может себя защитить.
Герой (автор) романа «СТРАЖИ МОРЯ» отвечает на вопросы наших читателей
- Читаю роман, и всплывает в памяти фильм «Пираты ХХ века» с незабываемым Николаем ЕРЕМЕНКО ( в роли Еременко - Вы). Там есть кадры, когда пираты берут судно с Еременко на абордаж и лихо заскакивают на палубу.
Но здесь нестыковка: самые драматичные страницы романа «СТРАЖИ МОРЯ» - о том, как команда «антипиратов» десантируется в открытом море с катера на борт корабля. Или сходит с корабля на катер. Капитан корабля прикрывает катер бортом, бросает трап, есть спасательный круг и помощь матросов, но все равно это смертельно опасно. Возникает вопрос: а как-же современные пираты с маленьких лодочек атакуют борт огромного торгового судна? И берут команду в плен?
- ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО. Они нападают и берут на абордаж безоружные суда. Обстреливают из автоматов и гранатометов рубку, не давая управлять судном. Команда устремляется в "цитадель" – укрывается, а брошенное судно можно захватывать. Они бросают веревку с «кошкой» и лезут на борт. По слухам, первый кто залез на борт – премируется «джипом». Между прочим, африканцы на пальмы без страховки легко залазят…
- А вам приходилось вступать с пиратами в бой?
- Однажды мы охраняли российский балкер (корабль с углем или зерном) «ПОЛАР КИНГ». На судно с трех сторон ринулись 6 лодок с вооруженными людьми. Наблюдая в бинокль, заметили: часть была экипирована в камуфляж, другие - в черные одежды и кто во что горазд. Вооружены автоматами. Быстро сблизиться лодкам мешали волны.
Мы дали предупредительные выстрелы в воздух и в сторону лодок – пираты сменили курс, кинулись к следом идущему судну. Там охрана вновь отпугнула пиратов. Экипаж при появлении пиратов эвакуируется в "цитадель" – в машинное отделение. На мостике – только капитан и охрана. Стреляет охрана по разрешению капитана: капитан за все отвечает!
И зачем пиратам вступать в бой?
Им нужна легкая добыча - неохраняемые суда. Каждый день через Баб-эль Мандебский пролив проходит 200-250судов. Выбор большой.
- В романе с юмором описано, как вооруженные «антипираты» вынуждены маскироваться под моряков торгового флота. Вам приходится работать нелегально? Игра стоит свеч?
- Работе секьюрити, по сути, мешает ООН и Международный центр по борьбе с пиратством – не рекомендовано брать на борт торговых судов вооруженную охрану. Если бы в России были легализованы ЧВК – частные военные компании, можно было бы выезжать на работу с легальным российским оружием. А так, в международной компании, где я работаю – она зарегистрирована не в России – приходится арендовать оружие и охранника из Индии или Шри-Ланки.
Охрану на суда нанимают сами компании, выбирают на "рынке труда" - через ИНТЕРНЕТ.
Секьюрити делятся опытом друг с другом, он обобщается и передается в Международный центр борьбы с пиратством.
Характер и принципы работы у всех одни и те же: 3-4 секьюрити, несение вахты по 4 часа. Последние захваты пиратами торговых судов происходили в территориальных водах Нигерии, Гвинеи, Камеруна... Правительства этих стран не допускают морские ЧВК.
Что же касается перспектив... Несколько лет назад в опасных районах Индийского океана работало примерно 100 компаний секьюрити, в основном, английские. Количество нападений в последние годы сократилось, стоимость контрактов упала, и зарплата секьюрити резко снизилась...
- МОРЯКИ – люди суеверные. Вы верите в приметы?
- Мои приметы, или, скорее, талисманы – это вещи, с которыми я начал ходить в море 9 лет назад, и вожу с собой до сих пор: тельняшка, кепка, шлепанцы.
- Получается, Вы бороздите океан с 2011 года. Как удалось уговорить родных и близких «дать добро» на эту авантюру? Не боитесь, что жена увидит «ПОДВИГ» со «СТРАЖАМИ МОРЯ», прочитает, ВСЕ поймет и больше не отпустит?
- Жена давно в курсе всего происходившего – это ведь вторая книга. Первая книга «ПИРАТЫ и АНТИПИРАТЫ» (Охотники за пиратами 21 века). И потом, в АФГАНЕ было опаснее гораздо. Она это тоже понимает. Убедил, что это не так опасно, как могло бы быть. И порой бывает...
– Расскажите, пожалуйста, о своих товарищах. Как они отреагировали на то, что «засветились» в романе?
Сюжет «СТРАЖЕЙ МОРЯ» близок к истине, я описал реальных людей. Компания наша небольшая, систематически работало около 20 человек, хотя прошло через нее в общей сложности человек 50. Не все выдержали: морская болезнь, сравнительно небольшие заработки, кого-то подвели личные качества. Сейчас я работаю время от времени, когда появляется контракт на сопровождение судна. С ликвидацией массового пиратства это уже не постоянная работа.
В основном, сотрудники нашей компании – ветераны, офицеры, прошедшие Афганистан и Чечню, мои боевые друзья. Читают мои книги. Руководитель компании тоже ветеран АФГАНА. Босс роман прочитал в рукописи, с чем-то не согласился, но это же художественное произведение. Обычно читатель-очевидец говорит: все верно, все правильно, только я не такой, то, что связано со мной, происходило чуть иначе… Капитаны и моряки часто просят на память бумажные книги с автографом. Я им и электронные версии скидываю.
– Когда Вы начали писать? И почему решили заняться литературой?
– «Литературой» я пытался заниматься еще в школьные годы и в военном училище. Но это было баловство. А серьезно занялся по окончанию военной службы и выходу на пенсию, и если честно, не ожидал, что получится. Как раз в это время началась вторая чеченская кампания, жертвы, опять неразбериха и бестолковщина... Решил рассказать о своей войне – в Афганистане, о боевых друзьях, о павших товарищах. В результате за 4 года родилась трилогия «Вернуться живым». Затем вышли другие книги на военную тему: «За речкой шла война», «Прощай, Германия».
– Вы отмечаете неразбериху и бестолковщину. По вашему мнению, опыт Афганской войны не был учтен в Чечне?
– К тому времени офицеры-ветераны уже уволились по сокращению, либо ушли на пенсию, солдаты, само собой, тоже были в запасе. Война была опять анти-партизанская, и в прежних горных условиях. Воевали на той же технике и тем же оружием. И боевики воевали нашим оружием. Опыт в звене взвод-рота-батальон вновь зарабатывался кровью – на потерях. А условия комплектования были хуже: собирали все что можно в округах, чтобы скомплектовать полки, бригады. Старшие офицеры не знали своих ротных, взводных, командир полка не знал комбатов. Офицеры получили солдат по остаточному принципу, из частей отдали тех, кто не нужен… Комдивы на ходу учились проводить войсковые операции – все как всегда.
Повторяю: опыт зарабатывали кровью. Афганский опыт в войсках не был обобщен и изучен.
– Вы - председатель секции военно-патриотической, приключенческой и детективной литературы Союза писателей в Санкт-Петербурге. Это клуб по интересам, или решаются конкретные задачи?
- Мы занимаемся популяризацией творчества писателей-ветеранов. Нас в России не так уж и много – примерно четыре десятка авторов. Профессионально литературой занимается и того меньше, человек пятнадцать. Регулярно выходят тематические альманахи «Северное измерение».
В 2019 году сборник прозы «НЕЗАБЫТАЯ ВОЙНА» вышел тиражом всего одна тысяча, мы продвигали серии книг в крупных столичных издательствах, в этом году при поддержке Комитета по печати Санкт-Петербурга выходит серия из 5 книг, тоже по одной тысячи экземпляров, посвященная 30-й годовщине вывода войск из Афганистана.
Это книги ветеранов «ВЕРНУТЬСЯ ЖИВЫМ» (моя), «ЧЕЧЕНСКИЙ ВОЛК» Евгения ЛУКИНА, «ДОРОГА КАБУЛ-ДЖЕЛАЛАБАД» В. ЛЫСАКА, «ВОЙНА ЧУЖИХ» Сергея ГУЛЯЕВА.
Серию иллюстрировал член Союза художников и Союза писателей Юрий ЗВЕРЛИН
(по совместительству «антипират» Юрий ЗверлинГ из романа "СТРАЖИ МОРЯ").
- ПРОСИМ подарить читателям сайта отрывок из сборника.
ПРЕДЛАГАЮ выложить на сайте отрывок из моей книги о войне в Афганистане "ПОСТАРАЙСЯ ВЕРНУТЬСЯ ЖИВЫМ" и повесть Юрия ЗВЕРЛИНА «ИГРА в СОЛДАТИКИ» (о службе по призыву в ГДР - Германской Демократической Республике).
- Журнал «ПОДВИГ» - социально-значимое издание 16+. Его, кроме взрослых , читают тинейджеры и подростки, солдаты-срочники, призывники. Что Вы, как детский писатель и отец ЧЕТВЕРЫХ детей, думаете о перспективах БУМАЖНОЙ книги? Есть ли у нее будущее? Появились дети-дошкольники, которые просто не умеют общаться с книгой — не перелистывают, а тычут в книгу пальцем, как в смартфон. Вам такие встречались?
- Я часто выступаю в школах и библиотеках, разговариваю с читателями.
Такие неучи среди школьников не встречались, они ведь учебники ПОКА еще в руках держат… А перспективы книг ужасны, появляется поколение гаджетов…Тираж «ПОДВИГа» помнится в 70-80-е годы был 500 тыс, а потом и миллион (От редакции: максимальный тираж «ПОДВИГа» был 600 тыс.) Книги издавались сотнями тысяч, а сейчас все крупные издательства выпускают книги по 2-3 тыс. экз… Только детская литература продержится дольше всего, пока не сделают для детей электронные красивые книги с музыкой и мультиками…
- Возникает классический вопрос: КТО виноват? И ЧТО делать?
- Современной детской и юношеской литературе не хватает реальной поддержки государства – массовых тиражей. В стране 40 тысяч школ и более 35 тысяч библиотек – примерно 20 миллионов читателей детского и подросткового возраста. Даже если в каждой библиотеке будет по 2 экземпляра – тиражи вырастут до 200 тысяч, и книги станут дешевле и доступнее, попадут на глаза каждому ребенку. Министерство слабо пропагандирует современную литературу на международном уровне. Страны Европы продвигают свою детскую литературу на российский рынок, на переводной литературе работают крупнейшие издательства. Похоже, что нашим чиновникам продвижение отечественной детской литературы, основанной на давней традиции, не нужно и неинтересно…
ЕЖЕГОДНО я выступаю примерно 300 раз в школах и библиотеках, веду пропаганду чтения. В 2018 году при поддержке Комитета по печати мной к 100-летию советской детской литературы был выпущен большой сборник произведений современных писателей Санкт-Петербурга «Ёлка 1918-2018», тираж 1 тысяча экземпляров.
- Расскажите о творческих планах (ведь Вы не суеверны...)
- Сейчас я готовлю к выходу книгу для детей «ПУТЕШЕСТВИЯ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ и ПИРАТЫ…» Много фото, веселые истории с животными, впечатления об экзотических странах и наши приключения. Плюс работаю над еще двумя книгами для детей.
- Что пожелаете "ПОДВИГу" и нашим читателям ?.
- "ПОДВИГу" огромных тиражей и отзывчивых читателей. А читателям – знакомство с хорошими авторами и их качественными произведениями… Чтобы бумажные книги продержались хотя бы еще лет 100…
- СПАСИБО!
Над материалом работали Елена ИЛЬИНСКАЯ и Сергей ШУЛАКОВ