ЛЕЙТЕНАНТ КОЛБАСЬЕВ
Послесловие к рассказу Сергея КОЛБАСЬЕВА «ХОРОШИЙ КОМАНДУЮЩИЙ»
Сергей Адамович КОЛБАСЬЕВ (псевдоним Ариэль БРАЙС) был одним из офицеров, оставшихся после революции служить в России. Он родился в 1899 году в Одессе, и благодаря матери, уроженки острова Мальта, с детства владел английским, немецким, французским и итальянским языками.Сохранился шутливый диплом, которым Сергей Колбасьев наградил свою мать за « неустанные труды на благо российской литературы».
Учился в Санкт-Петербургжской гимназии, в 1915 году поступил в Морской корпус, одно из самых привилегированных военных учебных заведений России. Во время практики на Черноморском флоте в 1917 году участвовал в боях с турецкими кораблями. В марте 1918 года Морской корпус был закрыт, гардемарины досрочно получили офицерские звания. Колбасьев служил на Северном флоте переводчиком при Миссии Антанты. В том же году он перешел на Красный флот и получил назначение на Балтику. Вместе с миноносцем «Москвитянин» в должности артиллериста был переведен на Каспий, участвовал в штурме Красной армией персидского порта Энзели. «Москвитянин» в 1919 году был потоплен в бою с британской эскадрой, но Колбасьев уже служил на Азовской флотилии командиром дивизиона минных заградителей. Благодаря знанию языков Сергей Колбасьев получил назначение переводчиком в советскую миссию в Кабуле.
С юных лет Сергей был задирой и драчуном, предводителем корпусных шалостей. В Афганистане не задержался из-за конфликта с руководителем миссии, бывшим моряком Федором Раскольниковым. Работал в советской миссии в Хельсинки, закупал через Финляндию новейшую радиоаппаратуру для флота.
На Балтике в 1921 году Сергей Колбасьев познакомился с поэтом Николаем Гумилевым. Гумилев писал с характерным для него самолюбованием:
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
(сборник «Огненный столп»)
Похоже, этим лейтенантом был Сергей Колбасьев. Знакомство послужило толчком к занятиям литературой. В 1922 году по ходатайству Луначарского Колбасьева приказом наркома флота отозвали со службы в издательство «Всемирная литература». Он работает переводчиком, публикует первые рассказы. Однако связи с флотом не прерывает – с 1931 года стажируется на Краснознаменном Балтийском флоте и получает аттестацию на флагманского связиста дивизиона эсминцев, обслуживает и даже совершенствует радиоаппаратуру военного флота.
Он увлечён джазом … и граммофоном. Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz». Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «МЫ из ДЖАЗА».
Начинаются неприятности. Доносят о его коллекции «чуждых по духу» грампластинок. Сергею Колбасьеву удаётся издать только один сборник рассказов под названием «Поворот все вдруг». Это флотский маневр, когда корабли поворачивают не в кильваторе, один за другим, а самостоятельно. Советские критики отозвались на сборник разгромными рецензиями. По большому счету, они оказались правы. Газеты 1930-х годов: «...Колбасьев выводит в своих произведениях туповатых комиссаров, которые должны наблюдать за командирами. Но комиссары эти – конечно, в силу своей тупости и неумения ориентироваться в обстановке, – как правило, к концу каждой повести вынуждены признать свою неправоту и правоту типичных авантюристов. Извратив (образы. – С.Ш.) комиссаров, с неимоверными трудностями сколачивавших боеспособный флот революции, Колбасьев мнит, что придерживается исторической правды…» Критики: «Колбасьев показал Красный флот так же, как Замятин, Куприн … некогда показали жизнь окраинного офицерства во всем ее кретинизме…»
Все верно. И сравнение с большими русскими писателями тоже оправданно.
Первый раз Сергея Колбасьева арестовали в 1933 году, сфабриковав нелепое дело «Двойник» о связях с британской и финской разведкой. Вскоре он был освобождён. Писатель продолжал агитировать за «музыку толстых», создавать свои саркастические рассказы, прямо высказываясь о комиссарах . Например, дразнящий сюжет рассказа «Ветчина с горошком», где герой распознает шпиона, минирующего мост взрывчаткой, замаскированной под консервы, и подменяет ее на жестянки с ветчиной. В 1937 году его «художества» квалифицировались как контрреволюционная агитация. Обвинений он не признал. В журнале «Рабочий театр» написали: «бывший офицер Колбасьев – один из подонков, связавшихся с агентами фашизма». В том же году «особое совещание при НКВД» - так называемая «тройка», - вынесла писателю смертный приговор.
Существует предположение, что стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое считается предсмертным произведением Николая Гумилева, принадлежит Сергею Колбасьеву. С этой версией можно поспорить: Колбасьев был слишком весел, задирист и прям.
Сергей ШУЛАКОВ
Сейчас на сайте 338 гостей и нет пользователей