Уважаемые подписчики!
ЧЕТВЕРТЫЙ номер «Детективов «СМ» выходит из печати в НОЯБРЕ.
ПРЯМО НА САЙТЕ ВЫ можете ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ на НОЯБРЬСКИЙ выпуск журнала до 20 ОКТЯБРЯ (активная ССЫЛКА).
В журнале ДЕТЕКТИВЫ "СМ" №04-2024 (НОЯБРЬ) будут опубликованы роман Т. ВОЕВОДИНОЙ «КРАТКИЙ МИГ» и рассказ А. САХОНЕНКО «ДОСТУП»
(СМ. ССЫЛКУ).
О романе Татьяны ВОЕВОДИНОЙ и о рассказе Анатолия САХОНЕНКО читайте в рецензиях С. ШУЛАКОВА
ЗЕРКАЛО НАДЕЖДЫ
Уникальность романа Татьяны ВОЕВОДИНОЙ «КРАТКИЙ МИГ» в его сложности. Перед нами и политический детектив, и философский психологический роман. Мало кому удается сочетать все это в одном произведении, избегая постмодернистских игр и зауми.
Автор создает реальную, вплоть до обыденности, обстановку недалекого будущего. Сюжет разворачивается в то время, когда одержана победа над силами, что противостоят России. Но победа не бывает окончательной. Враги, не оставляя надежды на покорение народов России и расчленение государства, используют новые способы достижения своих целей, основанные на прежнем опыте.
Герои романа – филолог-русист, педагог и специалист по политическим технологиям Прасковья и ее любимый муж Богдан, обладающий сверхъестественными способностями (Богдан– «дарованный богом»). Вы уже встречались с ними в романе Татьяны ВОЕВОДИНОЙ «ОФИЦЕР ПО СВЯЗЯМ С РЕАЛЬНОСТЬЮ» (журнал «Детективы СМ» №4-2023). Теперь Прасковья, заняв солидную должность, возглавляет разработку уникальных способов противодействия пропаганде противника. Это очень важное направление. По обыкновению, не добившись победы в военном столкновении, недружественные страны прилагают неимоверные усилия для того, чтобы подорвать наше государство изнутри, отравив общество, а главным образом, молодежь, тлетворным дыханием безответственной свободы, в крайних проявлениях вызывающей чувство отвращения и негодования.
Еще десять лет никому не пришло бы в голову, что нам снова, как во времена СССР, придется сражаться с изощренным противником на информационном фронте. Только газетные карикатуры перекочевали в соцсети и теперь называются «мемами», или «жабами» по-русски… Противоборствовать не хочется, да никто особенно и не заставляет. Но необходимость налицо, иначе превратят в бессмысленное существо если не тебя, то твоих детей. Да, техника стала другой, интернет проникает повсюду, но принципы воздействия на умы остались прежними. Подростки и молодые люди уязвимы потому, что они биологически настроены на протест. «Мы уже не дети! Но не хотим быть взрослыми, такими рациональными и замотанными ежедневным трудом, как родители и деды», – думают они. Цель большинства в этом возрасте – мгновенный успех, дающий зависть, внимание и преклонение ровесников, что, в результате, может принести и деньги, и ощущение счастья. И противник бьет в эту психологическую точку. Противостоять, возвести своего рода гибкую психологическую стену внутри личности молодого человека очень сложно, но Прасковья успешно справляется с задачей.
Плавный текст Татьяны Воеводиной состоит из высказывания в общем, философском смысле, и высказывания сюжетного: это монологи, диалоги, размышления героев во время их действий. Поступки персонажей сопровождаются глубоким описанием их чувств. Это не стандартный детектив, где читатель слепо влачится за автором, стараясь выбраться из лабиринта загадок-отгадок посредством там и сям развешенных подсказок-флажков. В «Кратком миге» читатель обретает вторую, зеркальную плоскость, в которой может увидеть себя в той точке, где пересекаются вчера и сегодня, вечная любовь и бескомпромиссное зло.
Монолог обычно — самохарактеристика героя, например, в финале классического детектива – это объяснение мотивов злодея им самим. Монологи и диалоги у Татьяны Воеводиной становятся местом взаимообращения и отражения миров. Рассказ о жизни нескольких семей, погружение в их быт, описание переживаний, поступков, проявлений нежности и понимания – все это, словно спасательный круг, держит нас на плаву, на поверхности текста. Представители старшего поколения и властных структур мудры, юноши и девушки умны, способны и обаятельны. Читатель ощущает под собой и бездну пропасти, от которой спасают страну герои романа. Так в повествовании пересекаются мистическое и повседневное, реализм и духовный вектор.
УГАДАЙ СУДЬБУ
Непрошеный дар обычно оборачивается первым испугом, напряженным ожиданием-нежеланием. В рассказе Анатолия САХОНЕНКО «ДОСТУП» главный герой действует точно в рамках психологии обычного человека. Нуарный, «затемненный» сюжет ставит проблему кардинального выбора: как ты отнесешься к свалившемуся вдруг дару? Да еще полученному при экстраординарных обстоятельствах?
Герой рассказа на протяжении всего повествования проверяет себя. Очередной шанс гарантированной удачи в спортивном тотализаторе, на бирже, дается путем сложного морального выбора. Деньги капают, социальный статус меняется, остановиться очень сложно… Доходит почти до распада личности: одна сторона сознания говорит: «Нельзя! Стоп!». Другая точит: «Но жить-то надо… А тут – прибыль…». Эта актуальная дилемма угнетает очень многих... В России она еще более болезненна – ведь мы исстари старались честно жить и помогать друг другу. Индивидуализм сегодня – это иллюзия или катастрофа? Автор ставит перед собой и читателем серьезную задачу, и отвечает на нее однозначно. Энергичный, быстрый, наполненный переживаниями текст порождает разные мысли... Вспоминаешь, что надо выдохнуть, только после финала, оглядываясь на свою жизнь: пронесло!..
Сергей ШУЛАКОВ