Печать

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАЙНЫ КНИЖНЫХ ПОЛОК
Послесловие к роману Дарьи СИМОНОВОЙ «ЧЁРНЫЙ ТЕЛЕФОН»


Приступая к чтению детективной истории, читатель вправе не ожидать, что речь пойдет о писателях, издателях, критиках, редакторах, литературных агентах – тех, чья профессия связана с литературой. Что может быть более мирным, безопасным, чем выдумывание судеб, издание книг? – думает большинство из нас. Это так, но бывают и исключения — как в романе Дарьи СИМОНОВОЙ «ЧЁРНЫЙ ТЕЛЕФОН».

«Литературное» убийство – редкий, очень специальный тип детектива. За него обычно берутся мастера. Джоан Роулинг (псевдоним Роберт Гэлбрейт) в детективном романе «Шелкопряд» так прошлась по коллегам-писателям и околоиздательcкому народу, что любо-дорого посмотреть. Умберто Эко в романе «Маятник Фуко» описал типичное итальянское издательство с иронией, доходящей до насмешки. Есть похожие сюжетные мотивы и в произведениях Агаты Кристи – вот, пожалуй, и все. Сложную по исполнению задачу подхватила Дарья Симонова – и справилась вполне.

Библиотека сегодня не та, что прежде; загляните и убедитесь сами. Там не шикают на шумных посетителей, требуя впасть в священный ужас перед сокровищами мысли. Напротив, библиотека зажила интересной жизнью, предполагающей живое общение имеющих литературные интересы посетителей. Кто бы мог подумать, что ближе к окончанию творческой вечеринки в подсобке библиотеки имени Александра Грина, обескураженные гости найдут убиенного литературного агента? Его не любили, считали склочным человеком, он утверждал, что бумажной книге не устоять перед электронными планшетами-«читалками»… И все-таки: не в библиотеке же его убивать, в самом деле! Будто других мест мало…

Ирония романа «Черный телефон», скрытая в замысле и даже в названии, отсылающем к детским страшилкам о черной руке, открывается только проницательному читателю. Автор рассказывает о представителях литературной публики. Они как бы случайно, но с тайными целями, собрались в библиотеке. Старинная трость с набалдашником в виде головы птицы, которая могла послужить орудием преступления, этнические бусы на полу придают тексту налет оккультной напряженности. Высказываемые персонажами конспирологические теории заливают его полумраком тайны, открытой для избранных… Одна из впечатлительных дам верит, что писатель Александр Грин   непостижимым образом «действительно убил» несчастную жертву... «Неоромантик Александр Степанович… отомстил за всех обиженных тружеников библиотечного дела, и заодно за себя.» Библиотека – место таинственное, и менять книгу на бездушную пластиковую коробку с электронной схемой – ужасное предательство.

Дарье Симоновой удачно иронизирует над противоречиями литературного мира. Но … «в каждой шутке только доля шутки». Смело ступайте в библиотеку, не боясь теней великих авторов, и они станут вам добрыми друзьями, мудрыми советчиками, помощниками... Они и их бессмертное наследие - книги.


Сергей ШУЛАКОВ